Ефим Звеняцкий. Фото Д. КучмыХудожественный руководитель Приморского академического театра драмы им. Горького открывает 70-й сезон

 

17 сентября в театре им. Горького состоялась пресс-конференция, посвященная открытию юбилейного, 70-го, сезона. С журналистами встретились художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий, директор Валентина Седова, актеры Александр Запорожец, Александр Славский, Николай Тимошенко, Лариса Белоброва, Светлана Салахутдинова, которые поделились впечатлениями о гастролях в Москве, рассказали о премьерах нового сезона и акциях, которые пройдут в театре и городе в связи с 70-летием театра.

 

 

После пресс-конференции Ефим Семенович пригласил корреспондентов "Н" к себе в кабинет, где мы смогли поговорить за чашкой кофе (хозяин готовил его для нас сам на кофе-машине) в более доверительной обстановке.


- Ефим Семенович, вы помните тот день, когда впервые переступили порог театра им. Горького?

 

- Конечно, как сейчас! Это было в 1965 году, я был студентом первого курса театрального отделения Института искусств, и мы пришли в театр познакомиться. Мы - это я и мои однокурсники, среди которых были такие нынешние звезды, как Саша Михайлов, Юра Кузнецов, Витя Бусаренко. Было это еще в старом здании - где ныне филармония. Так вот, нам сказали: "Пришли? Ну идите декорации носить". Так что начинал я с самых низов и прошел, можно сказать, весь путь - от грузчика до художественного руководителя театра.


- Ваша первая роль?

 

- Первая главная роль, если не считать эпизоды, была в спектакле "В списках не значился" по Борису Васильеву. Помните про Брестскую крепость? Этот кошмар мне по сей день снится.


- Неужели вы провалились?

 

- Да нет, не в этом дело. Просто спектакль был "датский" - к 20-летию Победы в Великой Отечественной, и с тех пор я ненавижу конъюнктуру и конъюнктурные спектакли.


- Ефим Семенович, вашему театру - 70 лет. Срок потрясающий! Значит ли что-то для вас эта дата и будут ли все-таки у вас "датские" события?

 

- Для театра это молодой возраст. Ведь театр как искусство существует тысячелетия, а наша жизнь очень коротка. К дате мы придумали очень серьезный праздник. Он для нас, как мне кажется, очень значительный, равно как и для города. Будет очень много событий: конференция "Взаимодействие искусств на рубеже веков", на которую приедут гости из Москвы и Петербурга, презентация книги "Театр - место проживания", выставки, посвященные истории нашего театра, и многое другое. С 17 по 27 октября приходите в гости к нам, в картинную галерею, в музей им. Арсеньева - везде, где намечены эти мероприятия, будет очень интересно. Мы всегда пытаемся сделать так, чтобы театр оставался чем-то значительным в жизни города.


- Ефим Семенович, чем вам лично запомнились летние гастроли в Москве?

 

- Нашей сценой был знаменитый театр на Таганке, где работали Любимов и Высоцкий и где во дворе стоит памятник великому поэту и музыканту. Но что меня поразило: никогда не видел столь запущенного театра. Люди, которые там сейчас работают, не любят дом, в котором живут. Это какой-то мертвый дом. И вот приехали мы - 100 человек, завалили в театр, и он ожил! Актеры жили в очень трудных условиях - в гостинице "Минск", которую уже сносят, рушат, а они жили.


- Как приняла вас московская публика?

 

- Есть секрет: если в первую неделю зрители не придут, гастроли провалились. Мы отработали первые два дня и, видит бог, как мы были рады, когда увидели переполненные залы. Хотя сначала была настороженность. Мы ведь не были в Москве три года, за это время имидж Приморья в Москве не поднялся, а, скорее, наоборот. К нам присматривались: неужели доехали? Из Владивостока? Да не может быть! Потом был успех, который я объясняю просто. В Москве сейчас в моде театральное хулиганство и всякие выверты на сцене. Мы же привезли понятный настоящий зрелищный театр. С хорошими декорациями, костюмами, с большим количеством актеров. В Москве ведь сейчас такого почти нет. Процветает минимализм - три-четыре человека на сцене. Вы видели спектакль, который привозил к нам Геннадий Хазанов? Что это было, я не понял. Вы тоже? Слава богу, я не один... Так вот, при всем богатстве Москвы там нет денег на богатые театральные постановки. А мы делаем это и показали, на что способны. Москвичи не ожидали от нас такого. Они думали: мы неандертальцы.


- А что писали о вас критики?

 

- Для меня основным критерием являются не критики, а зрители. А хотите, скажу, какой главный критерий? Я вышел из театра на Таганке на улицу, а там московские фарцовщики продают билеты на театр Горького по двойной цене! Вот тогда я окончательно понял: это успех.


- Ефим Семенович, не совсем юбилейный вопрос. Что все-таки произошло с Дмитрием Жойдиком?

 

- У него все нормально. Мне позвонила дочь из Москвы, говорит: он в театре Виктюка, ходит там среди этих целомудренных людей. Конечно, нам не хотелось расставаться с ним. Талантливейший человек ушел из театра. Любимец публики. Искренне радуюсь за него по-человечески и по-режиссерски желаю скорейшего возвращения. Вообще-то Дима нас подставил. Если бы он предупредил о своем отъезде пораньше, хотя бы за месяц. А он просто поставил нас перед фактом. Из-за этого снят из репертуара спектакль "На всякого мудреца довольно простоты", были остановлены репетиции "Шута Балакирева", где Жойдик репетировал главную роль.


- Но мы увидим "Балакирева"? И кто будет играть шута?

 

- Конечно. Премьера состоится в декабре. Шута сыграет Сережа Меньшов. Это будет событие, обещаю. Приглашаю всех. Приходите также на открытие сезона. Впрочем, тут я должен извиниться, билетов на первый спектакль уже нет: полный аншлаг. Это очень радует. В такие дни понимаешь, что работаешь не зря.