Ефим Звеняцкий: Как уже упоминали "Н", попадание в партийные списки "Единой России" - в первую пятерку - художественного руководителя Академического театра имени Горького Ефима Звеняцкого не случайно. Руководитель крупнейшего на Дальнем Востоке театра просто обязан представлять интересы людей культуры и искусства в краевом парламенте. В беседе с корр. "Н" Ефим Семенович рассказывает о своей работе в новом качестве

 

- Ефим Семенович, не так давно в разговоре с крупным чиновником краевой администрации я выяснил, что не каждое учреждение культуры заслуживает государственного финансирования... При всей спорности суждения замечу, что театр имени Горького на моей памяти ни разу, покуда вы в нем служите, на государство не жаловался...

 

- Я думаю, что нужно продолжать не жаловаться, твердо отстаивая обратную точку зрения. Театр должен быть на содержании у государства. Это не есть коммерческая структура. Театр не может проходить в графе "услуги населению", тем более после ритуальных услуг. Так что передайте своему чиновному знакомому: пусть занимается своим делом и не берется решать за театры, от которых он очень далек. Не в их компетенции решать, как жить театрам. Потому что, если мы будем придерживаться такого образа мыслей, театр просто закончится и начнется балаган.

- Зачастую чиновники не свою точку зрения озвучивают...

- Отнесем это к их незнанию! Послушайте, театры изначально были прерогативой государства. А наш российский театр - лучший в мире. Он исповедует глубинную психологию через театральную поэтику. Поэтому ответственность государства перед театром очевидна. Театр по-прежнему финансируется по остаточному принципу, а подобный подход перестает быть достойным. Надо говорить: "Господи, спасибо хоть за это!"? Увольте, не хочу.


Мы вступили на стезю капитализации, а искусство театра, классической музыки, оперы и балета не всегда способно приносить сиюминутную прибыль. Потому что если ставить бедные спектакли, как, порой, в антрепризе: пустая сцена, стол, пара стульев, то можно "зашибать деньгу". Но когда ты можешь заниматься театром, каким занимаюсь я, - театром богатым, с костюмами (который, признаюсь, люблю), то ты должен уметь "одеть" спектакль. И тогда театр сам берет сам на себя финансовые полномочия государства.

 

Сейчас в Законодательном Собрании я вышел с предложением об увеличении финансирования культуры Приморского края в целом. Пусть эта цифра хотя бы перешагнет за один процент из краевого бюджета. 258 млн рублей, которые выделяют у нас на культуру, разделить на 2,5 миллиона приморцев, то получится примерно по 14 копеек в месяц на человека, или 120 рублей в год. Но поднимать вой, критикуя власть, - не выход. Нужно попытаться осознать ситуацию и создать вокруг себя - самим создать! - благоприятное окружение. И служить - служить театру и зрителю, для которого он живет!


- Одним словом, для вас работа в социальном комитете Законодательного Собрания предполагает...

 

- Помощь тем, кто нуждается в поддержке, кто живет с желанием жить лучше. Например, недавно мой коллега Виктор Галкин, худрук Театра молодежи, пожаловался мне, что течет крыша. Ну как я могу не помочь ему! Ведь здание театра является архитектурным памятником. Или Виктор Бусаренко, худрук Театра кукол, который бьется уже не один год над тем, что его театру угрожает опасность: Общество изучения Амурского края отнимает помещение. Теперь я могу помочь и ему. У меня есть для этого полномочия.


- Напомните о достижении театра в уходящем году...

 

- Мы только в этом году выпустили пять премьер: "Три сестры", "Учитель танцев", "Трамвай "Желание", "Тупик будущего, дом 7..." - совсем свежий спектакль, а еще премьера детской сказки "На златом крыльце сидели..."! В течение трех месяцев этого сезона вышло четыре премьеры... Трудись - не хочу.


- А вы сами что-то ставите в будущем году?

 

- "С любимыми не расставайтесь" Володина, новую версию мюзикла "Биндюжник и Король" и "Мою жену зовут Морис" - коммерческий спектакль, комедия положений. Есть жесткая логика: если я не буду ставить "Мориса", который заработает денег, то другой хороший режиссер не сможет поставить у меня "Маскарад" Лермонтова. Кстати, в мае будущего года к репетициям этого спектакля наш театр уже приступает.


- Какое настроение сейчас у Ефима Семеновича Звеняцкого в преддверии Нового года?

 

- Нельзя говорить: оптимист я или пессимист. Я каждый день с разными настроениями! Потому что жизнь из этого складывается. У меня есть театр, семья и дочери. Что еще можно выбирать, живя на краю света, во Владивостоке? Ну что? Рассказывать, что ты гениален? Запросто! Ляг в кровать и перед сном себе нашепчи мантру. Но есть желание, чтобы в театр Горького люди ходили... И за это им нужно низко поклониться!


И мое новогоднее пожелание согражданам: "Чтобы ни в уходящем, ни в будущем 2007 году никогда в жизни не нужно было набирать номера телефонов 01, 02, 03!".