Художественный руководитель театра им. Горького Ефим Звеняцкий. Автор фото: Карина НескородьеваГлавный режиссер Приморского академического театра им. Горького рассказал о трудностях, творчестве и планах

 

Художественный руководитель Приморского академического театра им. Горького Ефим Звеняцкий празднует на этой неделе не только юбилей театра, но и свое 65-летие. Главный режиссер рассказал корр. РИА PrimaMedia о своих грандиозных творческих планах, любимой семье и театре, которому посвятил 30 лет своей жизни.


- Ни для кого не секрет, что в народе театр им. Горького часто называют театром Звеняцого. Как вы считаете, первичнее театр или Звеняцкий?

 

- Я думаю, что во главе стоит театр. Конечно, существуют лидеры такого масштаба, как Товстоногов, Эфрос, Ефремов. И позволительно называть театр их именем. Оставить название театра было для меня принципиально важно, и мне хочется, чтобы моя фамилия присутствовала только на афише, где написано "художественный руководитель Ефим Звеняцкий". Пусть я таким останусь и в вашем интервью, и в сердцах зрителей.

 

- Театр им. Горького носит звание "академический", у него есть свои особые традиции. Не возникало ли у вас желания воспитать нового молодого режиссера, который впоследствии стал бы вашим приемником?


- Я не беру режиссеров в штат. Во-первых, расписание и финансирование театра предполагает приглашение людей со стороны. Это другая режиссура, драматургия, почерк. У меня есть свое понимание того, каким должен быть театр. И я добавляю в репертуар новые имена. А во-вторых, нет в Приморском крае той режиссуры, которая могла бы войти в театр им. Горького, хотя бы для того, чтобы стать очередной. Но если такие люди появятся, и если они, начиная с разовых постановок, сумеют приручить артиста и завоевать доверие зрителя, я дам им шанс.

 

- Постановку завершающего вечера юбилея театра вы доверили Виталию Павлову. Почему из всех режиссеров вы выбрали именно его?


- Из жизни ушел мой хороший друг и режиссер Иосиф Топоровский, который до этого ставил все юбилейные вечера. И Павлов оказался единственным смелым человеком, который за такое короткое время взялся написать сценарий и осуществить постановку.

 

Художественный руководитель театра им. Горького Ефим Звеняцкий. Автор фото: Карина Нескородьева

- К юбилею театра вышла новая книга. Но кто, как не вы, может лучше всего рассказать о театре, пусть и субъективно? Не возникало ли у вас желания самому написать о театре?


- Я долго думал и, здесь нет никакого кокетства, пришел к выводу, что мне еще рано писать о том, что я видел и знаю. Рассказывать анекдоты из жизни артистов и встречах со звездами мне не интересно. Если я буду писать книгу, то мне бы хотелось сделать исследовательскую работу о психологии, которая существует в брожении театра, где я работаю.

 

- А если бы Звеняцкий не был художественным руководителем, кем бы он стал? Может быть, остались актером?


- Мне часто говорят "А почему вы не играете?". Если бы я сейчас вышел на сцену, то зритель бы на меня пошел из интереса. Но я уже был актером раньше, играл большие хорошие роли. И мне не хотелось бы расстраивать себя возвращением в театр в качестве артиста, потому что дважды в одну и ту же реку не входят.


- В ноябре театр запланировал гастроли в США: Нью-Йорк, Чикаго, Бостон. Американскому зрителю будут представлены спектакли "Иванов" и "Товарищ". Почему именно "Иванов"?


- "Иванов" - это олицетворение российского духа и восхитительные актеры, такие как Александр Славский и Светлана Салахутдинова. Спектакль уже не первый раз в Америке. Мы возили его в Сан-Диего 17 лет назад и получили очень высокую оценку зрителей. Сейчас Чехов является одним из самых интересных драматургов за рубежом.

 

- А почему вы не везете в Америку "Поминальную молитву", которая является визитной карточкой театра?


- Это очень масштабный проект. В спектакле занято 93 человека, которым нужно выплатить зарплату, купить билеты, предоставить отель. Театр не располагает такими средствами, к тому же есть вероятность, что гастроли не окупятся. Но, может быть, если это интервью прочитает какой-нибудь миллионер и скажет: "Да, я хочу "Поминальную молитву"!", то мы сразу же помчимся на гастроли в любой конец мира.

 

Художественный руководитель театра им. Горького Ефим Звеняцкий. Автор фото: Карина Нескородьева

- В "Шуме за сценой", который будет показан в рамках юбилейной программы, примут участие американские актеры. Вы планируете работать с ними в будущем?


- Вот уже 20 лет я поддерживаю отношения с американским театром, осуществляю совместные постановки. В прошлом году, при постановке "Ревизора", я провел кастинг и выбрал двух американских артистов, которые просто влюбили меня в себя. К тому же, эти актеры играют одни из главных ролей в "Шуме за сценой" в Америке. В нашем спектакле они будут играть на английском языке.

 

- Вас никогда не посещала идея снять фильм?


- Она меня не покидает. Мне бы этого хотелось даже больше, чем написать книгу. Осталось найти финансирование, и я верю, что это произойдет. Тема фильма будет лежат в корнях Дальневосточной республики, которая меня родила, дала возможность познать не самое лучшее и самое прекрасное. Все это я хочу соединить в человеческую историю, которая не будет иметь отношение ни к экшенам, ни к боевикам. Я хотел бы исследовать судьбу моих родителей, которые здесь жили, создать родительский фильм.

 

- А поставить или полностью создать на сцене театра моноспектакль?


- Профессия сценариста - это дар и очень трудная работа. Режиссер Владимир Машков, предложил мне сделать моноспектакль "Папа", где я один должен был играть главную роль. Мне это показалось очень заманчивым. Но потом эта тема прекратилась. Вообще, держать зал на протяжении двух часов - сложная задача. Нужно обладать огромной энергией, которую из меня, кажется, выпили за все эти годы.

 

- Верите ли вы в знаки судьбы? Следовали ли вы в создании новых проектов за своей интуицией?


- Я думаю, нужно верить в судьбу, потому что именно она вдруг подарила мне, пацану из далекой глуши, то, чем я сейчас обладаю. Сижу вот, даю интервью, вызываю интерес публики спектаклями или своей труппой. Судьба - это когда ты соединяешь свои возможности, стремления и желания со временем, которое тебе отпущено, и с теми возможностями, которые тебе даны. Если рассматривать понятие "судьба" именно в этом ключе, безо всяких потусторонних и мистических явлений, я в нее верю.


- Большую часть времени вы проводите на работе. Помогает ли вам ваша семья? Советуетесь ли вы с ними?


- Семья - это тоже судьба. Я каждый день обсуждаю с семьей все свои планы, идеи, проблемы. Только они об этом не знают. Я рисую их образ перед собой всегда, когда нахожусь на работе. И, я думаю, это замечательно, когда ты, как мужчина, не взваливаешь на них ответственность за твои выдумки, фантазию, работу. Пусть они лучше смеются, получают удовольствие от увиденного.

 

- Во Владивостоке нет такого человека, который бы не знал Ефима Звеняцкого. Подходят ли к вам на улице люди?


- Мне очень приятно, что меня узнают, и я не убегаю от этих встреч. Люди искренне здороваются, заговаривают. Мне очень трудно пройти от театра им. Горького до Амурского залива - наверное, потребовалось бы часа полтора. Но мне это нравится, я этим живу. Нужно всегда оставаться человеком и слушать сердце, которое постоянно меняет свой ритм. А ритм - это те люди, которые находятся рядом.

 

Художественный руководитель театра им. Горького Ефим Звеняцкий. Автор фото: Карина Нескородьева- А вы не чувствуете грусти или тоски, когда выпускаете свой спектакль?


- У меня есть чувство удовлетворения, что это все, наконец, закончилось. Я реально отношусь к тому, что делаю, много репетирую, затрачиваю духовные и физические силы. А когда он выходит, ты все равно чем-то не доволен, есть такой момент "бурчания". Появляется надежда, что следующий спектакль принесет тебе удовлетворение, и ты скажешь: "Вот оно!", но такого не бывает. К тому же, ты должен помнить, что у тебя есть театр и люди, которым должен давать зарплату, нужно думать о гастролях. Нельзя идеализировать свою работу. Сегодня все разрушается, появляется много цинизма и иронии. Но я старался оградить себя от этих вещей. Потому что нельзя иронизировать и быть циником с людьми, когда ты с ними 30 лет. Профессия артиста или режиссера такова, что чем больше ты обманываешь, тем лучше получается спектакль. Но это на сцене. Нельзя быть обманщиком с теми, кого приручил.

 

- Каждый год из академии искусств выпускаются 25 человек. Отличаются ли они от тех, кто выпускался 10 или 20 лет назад?


- В академию искусств сейчас приходят не очень образованные дети. И я позволю себе так резко об этом говорить, потому что книжки надо читать, литературу исследовать, родительский дом беречь. Ты можешь заменить эти пробелы талантом, но профессия актера все равно, в первую очередь, труд и познания. Академия искусств - больная тема, и то количество людей, которое туда поступает - 50 человек на 26 мест. Стыдно, но берут их всех. Это была одна из причин, по которой я ушел из академии. Нужно взять одного или трех, но тех, кто нужен. Наше поколение актеров, от Янковского до Абдулова, от Збруева до Папанова, абсолютно другое. Моими однокурсниками были Александр Михайлов, Виктор Бусаренко - великолепнейший режиссер и художественный руководитель театра кукол. Чувствуете, как отличается уровень?

 

- Вы можете охарактеризовать в трех словах, что для вас значит слово "актер"?


- Теплый. Грустный. Полный достоинств. Говорят, что у нас теплый театр. Это самая высокая оценка для меня. И я считаю, что актер должен быть гордым несмотря ни на что. Потому что артисты умеют слушать не шелест купюр, а шум аплодисментов.