18 января в России стартует Год театра! Уже утверждена программа гастролей, мастер-классов и встреч актеров и режиссеров  со зрителями. Только в начале текущей недели стали известны подробности грядущего Года: театральный марафон, олимпиада, всероссийская акция «Ночь в театре» - всего запланировано более 35 мероприятий. Старт всем событиям будет дан во Владивостоке, одновременно  труппа Приморского краевого академического драматического театра им. М. Горького  даст свой первый спектакль в Хабаровске.  «Такое внимание воодушевляет», — отмечает художественный руководитель одного из старейших театров Приморья Ефим Звеняцкий. Возможно, благодаря начинающемуся Году театра получится решить накопившиеся «на подмостках» проблемы как на региональном, так и на всероссийском уровне.

 

Событийный повод

Жителям России уже не привыкать к «персонифицированным» годам — Год волонтера был, экологии и кино — тоже. В 2019 году пришла очередь театра. Своевременно, считают профессионалы. Дело в том, что последние годы вокруг Театра как явления то и дело возникают споры, скандалы, недопонимания. Куда идти театру, над чем работать и какие проблемы решать в первую очередь— вот далеко не полный список вопросов, которые предстоит обсудить театралам России. Впрочем, отмечает художественный руководитель Академического театра им. М. Горького Ефим Звеняцкий, в канун нового года актеры поверили, что они действительно важны и интересны государству.

— Человек (а это был Народный артист России Александр Калягин) который подсказал Владимиру Путину идею проведения Года театра, сделал очень большое дело,  — говорит Ефим Звеняцкий, —  Вообще, хочу сказать, что у меня впервые за много лет, учитывая мой возраст и связанный с ним некий пессимизм, возникли определенные повышенные ожидания от грядущего года. Я сужу по тому, как во Владивостоке прошло открытие Года,  когда к нам пришел губернатор края. 

Уже 18 января во Владивосток приедет большая делегация высокопоставленных лиц: это и вице-премьер, и профильный министр, и руководители московских театров. На Приморской сцене Мариинского театра будет дан, на этот раз общероссийский  старт Году театра. Из рук Владимира Мединского, министра культуры, некий, пока таинственный предмет, получит Ефим Звеняцкий, который чуть ли не сразу на следующий день передаст его Хабаровскому театру драмы. Именно на его сцене пройдут первые гастроли в рамках Театрального марафона. Во Владивостоке же в начале января пройдут мастер-классы известных актеров для студентов Академии искусств, встречи для зрителей.

Изобрести велосипед заново

 

Театральное Приморье и весь Дальний Восток, в грядущий год, готовы объединиться. Сегодня работники подмостков переживают период разобщенности: каждый коллектив «раздевается в своем гардеробе». С одной стороны, это и правильно, ведь у каждой труппы есть своя специфика «погружения в зрителя», каждый режиссер по-своему работает с драматургией. По Приморью краевые театры не гастролируют, это делают вторые составы московских коллег. Раньше на гастроли провинциальные труппы выезжали чаще.

Однако, эксперты еще не уверены,  нуждается ли сейчас Приморье в некой серьезной конгломерации театров. Пока нет четкого понимания: для чего она нужна и идет ли на пользу зрителю. Каждый театр — это свой уникальный мир и он должен сохраняться, уверен Ефим Звеняцкий.  

— Я, например, занимаюсь просветительским театром, но не опытами, которые ставят другие театры. Если у меня идет Годунов, то в спектакле царь с мусорным ведром на голове на сцену не выйдет. У каждого свои представления. Но, повторюсь, каждый должен занимать свою нишу, и тогда край зазвучит как театральный, — отмечает худрук Академического театра им. М.Горького.

Сейчас, с точки зрения Ефима Звеняцкого, для Приморья и Владивостока более актуален вопрос не объединения театров, а появления новых. Впрочем, речь здесь идет не о государственных, каковых в регионе вполне достаточно, а о частных труппах.

— Нужна новая кровь, новые идеи и именно их и надо поддерживать. Если говорить о государственных театрах, к которым имеем честь относиться и мы, то таковых вполне достаточно. Однако это сложный вопрос, ведь сейчас не получится открыть какие-то домашние, скажем так, карманные театры, как было ранее в императорской России. Причина проста: такой театр просто не сможет выжить, все дело в финансах. Вот тут и нужна поддержка от государства, — отмечает Ефим Звеняцкий.

 

Воспитание зрителя

 

Одна из крупных проблем в культурном воспитании сегодняшнего времени — это нарушенная «экология взаимодействия». Если ранее соприкосновение с театром начиналось еще в детском саду, и в дальнейшем ребенка плавно вели от кукольного театра к драматическому, то в 90-х цепочка  оборвалась. Теперь  зритель растет и «культурно образовывается» самостоятельно. Стоит отметить, что у него есть выбор. Благодаря  появлению театра оперы и балета во Владивостоке,  смене творческого руководства в театре Молодежи, благодаря чему заведение стало действительно творческим и действительно молодежным, жители Приморья могут выбирать то, что близко именно им. В итоге каждый зритель получает  свой театр, а каждый театр - своего зрителя.

— Если  же говорить именно о нашем  зрителе, то он особый — я 35 лет его взращивал.   Наверное, этот тот зритель, который сохраняет традиции русского психологического репертуарного театра.  Но я вижу, как идет смена зрительского поколения, — отмечает Ефим Звеняцкий.

Фактически театр смог воспитать зрителя и провести его через сложные для всех 90-е годы. Сейчас новое поколение даже представить не может, через что приходилось проходить актерам, режиссерам, чтобы сохранить классический репертуар. Тогда, при отсутствии финансирования со стороны государства, театрам приходилось изыскивать любые возможности, чтобы выжить и продолжать ставить произведения Чехова, Гоголя, Шекспира.

— Понимаете, меня кто только не пинал в 90-е за мое шоу!! Но ведь там, наверху в паркетном зале шло шоу, а тут, в большом зале, шел "Иванов" Чехова! Но зрителю это же не очень внятно и понятно. А сегодня зритель возвращается к настоящей драматургии, — говорит худрук приморского театра.

Кстати, такая тенденция накладывает определенную ответственность и на руководителей театров — возвращение зрителей обязывает исследовать репертуарную политику. Люди начинают скучать по качественной драматургии, реагируя при этом на определенные имена. Так, в 2018 году в театре имени Горького появилась «Васса Железнова» Максима Горького. Спектакль не ставился более 20 лет.

—Никто не хотел идти на Горького, а ведь когда сталкиваешься с его произведениями, понимаешь, что все так, как написано. Что эти явления, эти характеры есть и они актуальны. И вот сегодня я могу сказать со стопроцентной уверенностью: у нас очень высокая драматургия, настоящая, — констатирует Ефим Звеняцкий.

 

Тонкости перевода

 

Вдумчивая работа со зрителем позволила выявить еще одно характерное явление: русский репертуарный театр очень сложен для понимания иностранцами. Тезис великого советского режиссера Георгия Товстоногова о том, что, даже если поставить стекло между сценой и залом, зрители будут все понимать без слов, с представителями иной культуры не работает.

— Скажу откровенно, мы вообще не понимаем другу друга. Мы практически не знаем культуры соседа.  Допустим, в "Биндюжнике" есть сцена, когда отца избивают дети. В Японии нам говорили вымарать эту сцену, потому что у них такое просто немыслимо, — рассказывает Ефим Звеняцкий.

Именно поэтому неизменным спутником гастролей театра имени Горького в азиатских странах являются брошюры с пересказом сюжета, а в самом театре уже не первый год используется бегущая строка. Впрочем, иностранцы крайне отзывчивы именно на актерскую игру, они готовы следовать за работой на сцене. Справедливость этого тезиса доказали и гастроли в КНР еще в 90-е года.

— Первые поездки начались в 1995-1996 годах. Первые наши гастроли проходили в приграничной провинции— Хэйлунцзян, в столице провинции Харбин, городе Дунин и других. Это провинция, где люди никогда ранее не видели российского театра. А мы привозили к ним спектакль «Биндюжник и Король», привозили "Бориса Годунова". Я расскажу один анекдот. Мы в Харбин привезли спектакль в зал на 2500 мест. Представление начинается, а там 100 человек сидит. Я позволил себе поинтересоваться, будут  ли еще люди, но уже через 30 минут из зала начали выходить зрители, потому что им сидеть было негде. Мне потом сказали, что в Китае есть специальное оповещение. И всего за полчаса к нам на спектакль завезли 2 тысячи человек! И это были не военные люди! Так вот, это был такой благодарный зритель! Как они нас принимали! Вообще в Китай мы часто ездили, были любимы, были поняты, — рассказывает Ефим Звеняцкий.