К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»Предисловие: В следующем театральном сезоне Приморский краевой академический драматический театр им. Максима Горького отметит юбилей – ему исполнится 80 лет! К честь этой значимой даты мы начинаем серию публикаций глав из новой рукописи, посвященной театру. Ей только предстоит стать по-настоящему Книгой, Но уже сегодня можно, приоткрыв тайную завесу,  получить свое представление о том, какой станет книга «Роман с театром», выйдя из печати.

 

Творческая группа авторов:

 

Галина Островская, заслуженный работник культуры России, профессор кафедры телевидения и радио ДВГУ, ведущий театральный критик, преподаватель истории русского театра в ДВГАИ. Автор книг «На сцене и за кулисами», «Телебайки». В творческом соавторстве с Татьяной Батовой написаны книги: «Место проживания – театр» и «Образ жизни – театр».

 

Татьяна Батова, ответственный секретарь Приморского отделения Союза Театральных Деятелей РФ, театральный критик. В творческом соавторстве с Галиной Островской написаны книги: «Место проживания – театр» и «Образ жизни – театр».

 

Сергей Кирьянов, фотограф, автор фотоальбома «Владивосток» и комплекта фото-открыток, участник нескольких совместных фотоальбомов, нескольких совместных фотовыставок, в том числе персональных. Художник-бутафор театра им. М.Горького;

 

Геннадий Кунгуров, член Союза художников России, участник более сорока городских, зональных, республиканских,  всесоюзных и международных выставок, в том числе персональных. Доцент кафедры «Издательского дела и полиграфии»  ДВГУ. Художник-постановщик спектаклей театра им.М.Горького: «Железный класс», «Моя жена лгунья», «Пять вечеров», «Трамвай «Желание».

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

Глава 1

 

Без антракта

 

Один большой артист как-то сказал: «Зрители платят деньги за то, ЧТО между словами, - пьесу они могут прочитать и дома».

 

Почти 300 лет русские зрители платят деньги за то, что между словами в русском профессиональном театре, а в Приморском краевом академическом драматическом театре имени Максима Горького – вот уже 80 лет. По человеческим меркам возраст более чем солидный. Но по меркам искусства…

 

Годы и годы его величество артист выходит на сцену. И это великое чудо! Артисты не возводят дома, не растят хлеб, не проектируют корабли. Они делают свое важное дело – врачуют человеческие души, помогают людям остаться людьми, учат добру и справедливости, честности и порядочности. И тех, кто растит хлеб и возводит здания, кто водит корабли и покоряет небо, объединяет театр. Потому они – театр и зритель – неразделимы и навечно благодарны друг другу…

 

Две книжки были созданы к юбилеям театра им. Горького: к 70-ти и 75-летию. Как быстротечно время. 11 октября 2012 года театру исполнилось 80!

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

Почти в те же октябрьские дни весьма солидную дату отмечает его художественный руководитель народный артист России Ефим Семенович Звеняцкий. Ясно, без волшебства тут не обошлось. Два таких знаменательных совпадения подбросила жизнь. Наверное, Звеняцкий и театр им. М. Горького были созданы друг для друга. И то сказать, из 80 лет почти половину они неразделимы. В 70-х годах одаренный юноша – выпускник Дальневосточного педагогического института искусств получил распределение в Краевой театр драмы. Стройный темноволосый красавец без усилий покорял девичьи сердца, когда в ролях мятущихся юнцов с горящими праведным гневом очами появлялся на сцене. Это были испанские идальго и российские пролетарии, был растерянный Мечик в фадеевском «Разгроме» и лейтенант-бунтарь Часовников в драме Александра Штейна «Океан». И бесконечно выходил он в массовках, которые мастерски ставили Натан Басин и Ефим Табачников. При этом зоркие глаза и чуткие уши юного Звеняцкого впитывали с одной стороны постановочную масштабность и с другой – умение филигранно выстроить дуэтные сцены. Уж на учителей-то ему повезло, как на режиссеров, так и на зрелых мудрых партнеров – актеров старшего поколения.

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

Вскоре Ефим Звеняцкий начал ассистировать умному ироничному Ефиму Табачникову. Наступила пора из ассистентов переходить в самостоятельную режиссуру.

 

Связь Звеняцкого с театром им. М.Горького была прервана на несколько лет. Стартовой площадкой для начинающего режиссера стали подмостки драматического театра Комсомольска-на-Амуре. Вместе с ним родное Приморье покинули и его друзья актеры - романтики, новаторы. Здесь в Комсомольске они стали командой единомышленников. Здесь начал зарождаться костяк будущей труппы главной Приморской сцены… Они вместе пережили первые неудачи и первые успехи, поддерживали друг друга в бытовой неустроенности. И кто знает, как сложилась бы судьба и самого Ефима Звеняцкого, и созданной им основы труппы, если бы не «госпожа случайность» - телефонный звонок из Управления культуры Приморского крайисполкома с предложением, от которого он не смог отказаться.

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

В 1984 году тридцатисемилетний Ефим Звеняцкий возглавил краевую драму – довольно молодой возраст для руководителя театра такого масштаба. И вот уже без малого 30 лет они неразлучны.

 

Потому и показалось интересным проследить именно эти три последних десятилетия вечных партнеров: Ефима Звеняцкого и его театра. Другими словами, понять: какой он, театр эпохи Звеняцкого?

 

ХХ век великий Георгий Товстоногов назвал веком космоса, атомной энергии и режиссуры. От него, от режиссера, зависит 90% успеха коллектива: репертуар, выбор актеров, качество спектаклей и т.д. и т.п. А еще один великий деятель театра Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил, что режиссер – это самая всеобъемлющая, емкая профессия в искусстве, и называл, шутя, режиссера вождем труппы, а всерьез считал его толкователем пьесы и зеркалом, в котором актер видит, что и как он, актер, делает.

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

Думается, все сказанное выше имеет самое непосредственное отношение к Ефиму Звеняцкому. За годы работы в краевой драме он стал Народным артистом России, избирался депутатом Законодательного собрания. Именно во времена Звеняцкого театру, единственному на Дальнем Востоке, было присвоено высокое звание: академический! Но именно на времена Звеняцкого выпало на долю театра (как впрочем и всей страны) тяжелейшее испытание – перестройка, когда взломаны были все привычные формы, когда зрителям практически всей России стало не до театра, когда надо было думать где и как заработать деньги не только на оформление спектаклей, но элементарно на заработную плату артистам, сотрудникам театра. И, к чести руководителя, надо сказать, что театр с достоинством вышел из трудного положения. Помогли друзья-спонсоры (а Ефим Семенович умеет дружить верно и преданно), помогло точно и вовремя угаданное создание «Шоу Ефима Звеняцкого», несколько достойных коммерческих проектов… Одним словом, тонкая творческая натура, как принято считать людей искусства типа Звеняцкого, оказался еще и прекрасным креативным менеджером, антрепренером и организатором.

 

Но главное, безусловно, талант постановщика. Он продолжил традиционную генеральную линию театра, направленную на создание масштабных спектаклей. Таким были его дударевские «Рядовые», спектакль, проникнутый мужественной простотой и философской суровостью, радующий точными актерскими работами.

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

Но именно последние десятилетия ознаменованы в театре и новым, неизведанным ранее направлением. Это яркие, броские мюзиклы. Неслучайно много лет театр имел собственный оркестр, что, видит Бог, достаточно редкое явление для драматической периферийной сцены. Начало музыкальным спектаклям положил знаменитый «Биндюжник и Король». Он держался в репертуаре 10 сезонов, опять же нечастый случай в провинции. Эффектные, почти эстрадные приемы театральной выразительности продемонстрировал режиссер. И оттачивая их от сезона к сезону, он пришел к вершине своего творчества «Поминальной молитве». 12 сезонов спектакль идет со сплошными аншлагами.

 

Хотя трудно сказать, что ближе творческой индивидуальности Звеняцкого: мюзикл, историческая трагедия, психологическая драма… Царской роскошью, эффектными массовыми сценами, вселенской мудростью и современной философией был проникнут «Борис Годунов». Но одновременно с освоением огромного пространства большой сены, Звеняцкий плетет психологические кружева на малой сцене в Володинских «Пяти вечерах». Он ломает жанр привычной мелодрамы в Володинских «С любимыми не расставайтесь» и прорисовывает на сцене отношения, свойственные театру абсурда. Он нанизывает как на шампур смешные и аппетитные трюки в комедии Куни «№ 13 или Безумная ночь». Ломает все наши хрестоматийные представления о гоголевском «Ревизоре». Ставит утонченно красивое, поразительно русское зрелище - чеховского «Иванова» и изысканный «Месяц в деревне» Тургенева. Он как волшебник берет из небытия никому в России доселе неизвестную пьесу «Tovarich» о первой русской эмиграции и создает пронзительный спектакль.

К 80-летию театра им. Горького «РОМАН С ТЕАТРОМ»

Опять же говоря попросту, режиссер нужен, чтобы артисты хорошо играли. Так вот в спектаклях Звеняцкого артисты, как правило, играют отлично. В какой-то мере этому способствует единая школа труппы и ее руководителя. «Ты и я одной крови», - говорили герои известной книги. Это же могут сказать о себе практически все актеры. Они выходцы из института, а нынче академии искусств. Сегодня педагоги по мастерству актера на всех четырех курсах театрального факультета - ведущие артисты академического театра.

 

Любая труппа сильна прежде всего актерами среднего поколения – они, как правило, ведут репертуар. Стоит ли говорить, что нынешнее среднее поколение может стать украшением любого столичного театра. Александр Славский и Владимир Сергияков, Светлана Салахутдинова и Лариса Белоброва, Николай Тимошенко и Евгений Вейгель, Анна Никитина и Ирина Лыткина, Евгений Горенко и Сергей Миллер, Наталья Музыковская и Александр Запорожец, Ольга Налитова, Ирина Кулешова, Елена Санина. А за их спинами поднимаются и становятся зрелыми и маститыми Марина Волкова и Валентин Запорожец, Михаил Марченко и Александр Белоконь, Яна Мялк и Влад Яскин, Наталья Павлова и Жанна Стрелкова. И все увереннее вступают в театральную жизни и занимают свою нишу в репертуаре Ксения Кравец и Наталья Овчинникова, Андрей Касницкий и Борис Белебезьев, Анна Чалая и Мария Лысенко.

 

Зачастую бывшие ученики выходят на сцену в одном спектакле с учителями. Вот тут-то и проявляется единство художественных взглядов, общность эстетической платформы.

 

… Премьеры следуют одна задругой. Потому дела много и у актеров и у работников технических цехов. И просто не остается времени для интриг и всяческих происков – вечных спутников театральной системы. В театре царит атмосфера работы, творческой дисциплины, юмора, культуры. Таким он вступает в девятое десятилетие, полный творческих планов, и по большому счету, не ведающий антрактов…