Премьера спектакля "Забыть Герострата?", хорошо знакомого приморскому зрителю ранней постановкой пьесы-притчи Григория Горина, состоялась 15 апреля в театре имени М. Горького во Владивостоке. Однако зрителю представлен совершенно новый спектакль с иной концепцией сценического решения. Режиссер-постановщик и теперь Ефим Звеняцкий, а сценография, костюмы и световое оформление созданы новой постановочной группой. Также появились и другие исполнители. Подробнее – в рецензии театрального критика, подготовленной специально для РИА PrimaMedia.
 

Пьесы Григория Горина более четырех десятилетий не сходят со сцен не только российских театров, они с успехом идут на многих сценических площадках мира. У драматурга Григория Горина известные исторические сюжеты обычно обнаруживают философскую и социальную актуальность нового тысячелетия. Кроме того, Горин — изысканный мыслитель, продлевающий высокую комедийную изысканность великих просветителей.

Можно сказать, что главное действующее лицо пьесы – история, в пучине которой не изменяются страсти, сподвигающие человека на безрассудство и преступления. Через века к нам дошло имя великого преступника, сжегшего храм Артемиды славного города Эфеса, имя Герострата. Но кто из нас знает, как звали зодчего, который строил этот храм?… Что мешает забыть человека, который во что бы то ни стало решил доказать, что "гораздо сильнее воли богов — человеческая наглость"?

Переосмысление идеи спектакля заключено уже в названии, где восклицательный знак сменился на вопросительный. Другими словами: возможно ли забыть и следует ли забывать? Скорее — надо помнить, как урок чудовищных преступных амбиций ничтожного человека, который живет тихой, иногда никчемной жизнью рядом с нами. Уже в начале спектакля ничтожность Герострата подчеркивается наготой его совсем немощного тела, в котором живет душа преступника и циничного разрушителя.

Сценография спектакля решена художником Владимиром Колтуновым в эстетике нового театра с активным использованием видео-стены, что теперь называется видеомэппингом, а декорации больше похожи на арт-инсталляции из технологичных конструкций с множеством символов богов античного мира. Не все символы можно распознать на расстоянии дальше пятого ряда, но плакетки с изображением льва как символа власти и устрашающей силы конечно легко расшифровать. Если уж говорить о видео-материале, то он мог бы быть ближе к концепции и точнее в восприятии, поскольку только за последние 10 лет в мире целенаправленно разрушено и уничтожено немало храмов, святынь и достояний культуры древних цивилизаций, а исполнители этих вандальных акций старательно снимали их на видео, чтобы устрашать весь мир.

Художник по костюмам Жанна Усачева уже хорошо знакома зрителю по другим спектаклям последних лет. В премьерном "Герострате" костюмы стали важным выразительным средством и признаком стиля спектакля и отражения синтеза эпох и характеров. Особого внимания заслуживает световая партитура спектакля, созданная художником по свету Сергеем Скорнецким. Световые акценты пронизывают весь спектакль очень точно и художественно оформляют мизансцены.

В спектакле сохранен жанр пьесы трагикомедия, но основная художественно-эстетическая доминанта придерживается комедийности. Герострат в исполнении Александра Славского виртуозно умен и циничен, он хорошо знаком с тщеславием и алчностью толпы, которой несложно управлять. Проходимец и виртуоз Герострат играючи добивается обожания толпы, которая еще недавно желала его смерти. Надо сказать, что Герострату Славского удается вызвать симпатию также и у зрителя, увлеченного развитием основного конфликта в пользу преступника.
 

Владимир Сергияков в образе Тиссаферна в сущности пародирует в комедийном формате безвольных, ленивых властителей и подкаблучников. В таком ироничном рисунке роли Тиссаферн тоже симпатичен зрителю, особенно женской его части.

Клементина представлена Ларисой Белобровой столь же иронично, но тоже виртуозной устроительницей дел, чем вызывает одобрение и радость публики. Образ Клементины у Ларисы Белобровой и у Александры Аубекеровой конечно звучит не идентично в силу разной актерской природы, но сохраняет основную линию характера.

Несомненно ирония взаимоотношений и характеров персонажей не освобождают спектакль от трагизма и масштабности преступления Герострата и ему подобных, которых предостаточно и в сегодняшней действительности.

Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.